u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
Убей психолога
u50
Вот, даже думают почти синхронно. Я бы назвал этот текст Эльвиры "О пользе троллей"
===================================

Оригинал взят у en030 в Убей психолога
Несколько лет назад, когда я проходила тренинг для тренеров, у нас было замечательное упражнение - "убей тренера". Упражнение заключалось в том, что каждый из нас должен был вести какой-то небольшой кусок тренинга.

Т.е. выступал в роли тренера, а в это время твоя группа имитировала трудную аудиторию: задавала неудобные вопросы, или вопросы не в тему, или в тему, но слишком сложные, и т.п. т.е. группа активно занималась, как сейчас говорят троллингом.

Другими словами у группы была цель - нарушить работу тренера. Отсюда и название этого упражнения. А у тренера стояла задача - научиться выделять и утилизировать таких троллей и таки поработать как тренер.

Вести тренинги я стала гораздо позже, поэтому и с троллингом на тренингах я столкнулась тоже позже. А вот получать психологическое образование и активно практивать я стала почти сразу после этого тренинга. И очень много сталкивалась с клиентами, которые троллили меня как психолога.
Почти всегда это были клиенты, которых я консультировала по телефону.

Те клиенты, которых я консультировала очно, т.е. когда мы сидели рядом "живьем", троллили меня гораздно меньше. И это принципиальная разница между ними: те, что готовы были получить консультирацию только по телефону, почти никогда не готовы были серьезно работать над своими проблемами. В отличие от тех, кто доходил до "живых" консультаций. И те что приходили на консультации лучше понимали кто такой психолог.

Так вот стандартные троллинг был в первую очередь о том, что "ну я же психолог" и поэтому я должна за несколько секунд непременно понять всю глубину проблемы и немедленно решить ее. Одна из главных причин этой уверенности была в том, что люди в основной массе своей имеют слабое представление о том, что такое психолог и в чем конкретно его работа заключается.

У таких товарищей психолог это что-то среднее между врачом (чаще психиатром) и эзотериком. Психолог в таком случае должен немедленно понять что с клиентом, поставить диагноз и одним словом вылечить. Вместо таблеток. Навсегда. Гарантировано.

Таким клиентам приходилось почти всегда читать либез по поводу того, что такое психолог и что он может сделать, а чего не может сделать.

Противополжный первому, гораздо более агрессивный троллинг звучал примерно так: "вы меня не понимате, поэтому вы НЕ психолог!". "А докажите, что вы психолог!" "Где вы вообще учились?" "Да вы все врете!" И давай на 2 часа объяснять мне почему я непсихолог или плохой психолог. А еще рассказывать как именно и какие методы мне надо применять, чтобы его вылечить.

И поначалу с этими клиентами бывало довольно трудно утилизировать их агрессию и переходить к действительно беспокоящему их вопросу. Потому что на троллинг волей-неволей собственные защиты-то включаются. После таких троллей я стала лучше понимать себя, собственные защиты, когда сталкиваюсь с защитами клиента.

И когда мы наконец, обсудив и по возможности проработав то, что их беспокоит, я давала обратную связь относительно их троллинга. Потому что зачастую такой троллинг был частью их проблемы, с которой они обращались. Обсуждать их троллинг становилось возможным с клиентом лишь было после того, как сначала я утилизировала их агрессию. Т.е. ту агрессивную защиту клиента, а по факту нападение.

С кем-то это удавалось утилизировать агрессию и перейти, наконец, к работе с беспокоящей клиента проблемой. С кем-то нет.

И это был замечательный опыт - опыт "боевого" крещения в психологии, когда я училась распознавать в этом троллинге, что же на самом деле беспокоит человека.

  • 1
:)
А еще бывает весело, когда в троллинг впадает студент на спецкурсе - он и в учебе заинтересован, и к тебе дружелюбно относится, и с группой вроде бы в хороших отношениях, и спецкурс ему привлекателен. И сам по себе, если посмотреть повнимательнее - миляга и умница. А троллит, да как!
И пока ты не разберешься, в чем на самом деле его проблема - он ни сам работать не будет, ни тебе, ни одногруппникам не даст. А ты, вообще-то, не на психотерапевтическом сеансе - ты им вообще-то квантовую механику читаешь. Крепкий такой курс - шесть часов в неделю.
И ни к какому психологу ты этого орла не отправишь - не пойдет. Он-то сам себе говорит, что ему и так нормально и прикольно :) А работать надо :) Вот и раскладываешь все по базисам - до полной и окончательной победы разума над хаосом :)

это вы читаете квантовую механику? небось, заодно и статистическую термодинамику? во какие умные слова я еще помню!

Ага :) В осеннем семестре - квантовую механику, а в весеннем - термодинамику и статистическую физику (но назвать ее стат. термодинамикой - тоже можно :) ) Тоже шесть часов в неделю - чтобы не расслаблялись.

я из всех курсов запомнил только забавное название одной из тем: "флуктуации объема при постоянном давлении". прикололо то, что начинается тема классикой: берем прямоугольную полость в бесконечном твердом теле. и как при этом может флуктуировать объем?
А еще у нас был препод, Рэм Анатольевич Волков, замечательно читал, все было понятно. Но стоило ему замолчать - все выветривалось. Но он был снисходителен к нам :)
да! это все было эээээээ лет 30 назад :)

Круто вам рассказывали :) Мне бы тоже было непонятно. Хотя я, кажется, знаю, откуда этот монстр явился - был такой слегка косноязычный учебник Терлецкого, где имелось в виду одно, а писалось - слегка другое, в ужас и недоумение ввергающее. А преподаватели - они тоже люди, и, бывает, ежели чего сами не понимают - то так и гонят текст по тому учебнику, который под руку попал :) И боятся - как бы какой хитроумный студент неудобного вопроса не задал. А что тут бояться - открыл вместо Терлецкого какого Леонтовича, а лучше того - Квасникова, и будет тебе счастие :)
С флуктуациями объема при постоянном давлении - это как раз милая задача. Про точность измерений и всякое такое - очень поучительная, и в житейском смысле тоже.

Тридцать лет назад, говорите? Я тридцать лет назад как раз диплом получала. Давно было- даже не верится :)

не, у нас преподы были все понимающие, у нас же кафедра полупроводников и физика полупроводников там на высоком уровне. все такие умные, постоянно что-то изучали и все те формулы, что у нас даже в голове не укладывались, для них были повседневным делом. физика полупроводников - она прям вся квантавая. только вот просто и понятно объяснить мог всего один.
кстати, интересная ситуация: сейчас бум светодиодов в бытовом освещении. но я нигде не нашел никакой инфы о том, как на самом деле работает светодид с точки зрения производственной безопасности. на запрос всюду натыкаюсь на сказки про энергетитеские уровни (как будто это интересно обывателю), но нет ни слова о частоте мерцания. а ведь светодиоды приходится эксплуатировать в меандре, с частотой 400 герц. вроде мы не замечаем, но кто знает, как это скажется на здоровье при массовом использовании.

Думаю, что в такой постановке запроса ничего не найдете. Слишком много денег там крутится, чтобы ими рисковать. Всю неприятную правду - если таковая имеется - выложат, как на духу, в тот момент, когда надо будет заменить светодиоды на что-то еще более дорогое.
Мне кажется, можно попробовать поискать информацию немного иначе. Например, про использование светодиодного освещения в аквариумистике. Или в террариумах. Или в теплицах. Или в курятниках. Например, про то, каков реальный срок службы люминесцентной лампы, можно узнать в статьях про освещение аквариумов - с кучей цифр и подробностей (у них через примерно 2000 часов эксплуатации очень сильно меняется спектр излучения - настолько, что начинают болеть рыбы и погибать растения). Может, и про светодиодные лампы что-то подобное уже есть.

интересная идея, спасибо за наводку :)

Да, в журнале психолога особенно хорошо смотрятся рассуждения о квантовой физике в бытовом применении.
Эх, приятно вспомнить!

А почему бы психологу не порассуждать о квантовой физике? Неужто у вас так строго - раз уж пошел в психологи, так о физике непременно надо забыть? даже в бытовом применении ? :)

к сожалению, не "надо", оно само забывается. подозреваю, даже шесть часов в неделю не помогут :)

По моим ощущениям - помнится только то, что вызывает какие-то живые эмоции. Хочешь чего-то от студентов - будь добра, обеспечь полным набором ощущений, да со связью с прошлым опытом, да с перспективой активного использования в ближайшем будущем.
Исчезли эмоции - и забудется все начисто. Вне зависимости от потраченного времени :(
Мы с отцом это как-то обсуждали - он учился почти 70 лет назад, и до сих пор очень неплохо помнит дисциплины, которыми не пользовался потом, но которые затронули душу. Профессионально помнит - как выяснилось, не на уровне ключевых слов. Я учла :)

вы очень близко подошли к моей интерпретации механизма формирования системы убеждений.
будет время и желание, посмотрите обе части: http://ressav.ru/imprint-chast-1/
вернее, самое главное там как раз в конце второй части. по сути, там цитата из книжки, которая пока в пути :)

Edited at 2014-09-21 07:04 am (UTC)

Посмотрела - пока быстро, но еще вернусь. Потому что интересно. Очень.

Навскидку - есть там одно пропущенное (или я не увидела, потому что читала быстро) обстоятельство: влияние наследственности на реакцию человека на внешнее воздействие.
У нас как-то не слишком много внимания обращают на то, что поведение - точнее, реакция на внешние раздражители, обусловливающая эволюцию форм поведения - зависит в том числе от генетики. Точнее, так: исследование генетики поведения и всего, что с ней связано, проводится очень невнятно - ибо а) неполиткорректно и б) лежит на туманной границе между психологией, педагогикой, социологией и биологией: фиг защитишься, ни один совет работу не примет :)
Я заинтересовалась этим вопросом потому, что обнаружила разные типы реагирования на одинаковые раздражители у студентов - этнических немцев, русских и корейцев (в равной мере северных и южных), на фоне уже имеющейся у меня информации о породных стандартах поведения у собак (да, я такая нехорошая - приравняла студентов к собакам), а еще - не удивляйтесь - особенностях "охоты на ведьм", производившейся в Европе с середины 14 до середины 18 века. Результаты вышли очень любопытные. Но единственной работой, где внятно анализировалась генетика поведения, и которую мне удалось найти, оказалась монография Фогеля и Мотульски (издавалась в Союзе в 1985 году). Подозреваю, что "закрытых" исследований было больше. Думаю, что "эксклюзивность" взаимодействия ребенка с кровными родителями связана еще и с тем, что они приблизительно одинаково реагируют на определенные типы раздражителей (а мы называем это "родительской интуицией"). "Заводские настройки" совпадают :) По жизни - это работает, проверяла.

Это уже мои проекции. Как то у светлячка было тут рассуждение, что все со вторым высшим- недопсихологи. Так- пописать зашли.

Я, конечно, не психолог. Но, судя по психологам, с которыми мне пришлось общаться - как раз те, у кого психологическое образование - второе после какого-то первого хорошего, как раз наиболее профессиональны. Может быть, потому, что у них шире спектр используемых моделей и вообще - методов анализа проблемы.

Троих психологов с психфака МГУ (разных годов выпуска) я знала неплохо (они у нас работали) - им здорово мешала ограниченность опыта. Несмотря на прекрасное образование.
Похожая ситуация, кстати, с преподаванием. Если ты только преподаватель и не имел опыта другой профессиональной жизни - то ты не преподаватель. Ты - "второе разведение", "третье разведение" и т.д. - от того, кто был "основателем школы". А это - только в гомеопатии хорошо :)
А у светлячка - типичный шовинизм: желание выделиться за счет фактора, который невозможно изменить, который не оказывает существенного влияния на ТТХ, но по которому можно провести сортировку, выгодную для шовиниста :)

кстати, мое первое ну очень техническое здорово помогает. начиная с того, что в психологии в первую очередь я вижу противоречия в терминах и определениях. не говоря уже о самой теории.

Плюс к тому, вы психологию изучали иначе, чем это делает школьник. И получили, возможно, не вполне канонический, но эффективный аппарат :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account