u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
Право на ошибку. Часть 1.
u50
Тут masterep предложил интересную тему: имеет ли право профессионал совершить ошибку. Именно в такой формулировке, не уточняя никаких аспектов или подробностей. Мое мнение: право имеет. Вообще, право имеют все, и профессионал, и дилетант.

А теперь подробнее. Я не ставлю цели убедить кого-то, я просто хочу подробно раскрыть тему, как я ее вижу. Поскольку речь шла о профессионале, то и рассматривать тему я буду примерно с этого же ракурса.

Формальный или почти теоретический подход.

Первое: что такое ошибка. По сути – это указатель на границы наших знаний, способностей, навыков. Знаний о предмете и о себе. Помните, показательный анекдот: «Вы умеете играть на пианино? Не знаю, не пробовал…». Да, это именно то, что применительно к профессионалу звучит, на первый (и, я бы сказал, непрофессиональный) взгляд дискредитирующе: ошибка означает, что человек чего-то не знает или не умеет.

Хорошо, пусть так: ошибка – это индикатор границ наших познаний и умений. А есть ли другие индикаторы? Можно ли как-то по-другому, без совершения ошибок, определить границы наших возможностей? И раздвинуть их, не совершая ошибки? Строго говоря – нет. Просто по определению. Как вы узнаете достоверность новой информации? С чем будете сравнивать? Как вы поймете, что двигаетесь в новом (хотя бы для вас) направлении, а не топчитесь на месте? Не хочу увлекаться теоретизированием, скажу только: ВСЯ история развития ВСЕХ наук, отраслей производства, бизнеса и прочего-прочего – это история ОШИБОК. Да, были и находки, и случайности. Но и они не обходились без ошибок. Потому что просто нет другого способа познать действительность (в том числе и себя), кроме как совершать ошибки. Если найдете обратный пример – покажите. Пусть хотя бы чисто теоретический. Да-да, есть пример прямо «на поверхности» – заполнение картины мира «с чистого листа». Но, во-первых, это нельзя отнести к профессионалу, все же само определение «профессионала» подразумевает наличие некоторых знаний и опыта, во-вторых, даже в этом случае есть свои ограничения, в результате действия которых мы обязательно будем совершать ошибки.

С другой стороны, как еще можно интерпретировать факт ошибки специалиста? Можно, по примеру недавнего прошлого, как злонамеренное вредительство. К чему это приводит, мы тоже «вроде как» знаем. Можно как низкий уровень профессионализма или полное его отсутствие – об этом ниже. Можно интерпретировать как случайность, как что-то непредвиденное. Но отчего-то именно случайности социум склонен в первую очередь рассматривать как признак непрофессионализма: что же он, не сумел все предусмотреть и предпринять все меры? Или есть какие-то другие интерпретации ошибки? Было бы интересно узнать.

Второе: о профессионале. Кто это? Это человек, чьи знания и умения в какой-либо области безграничны? Вряд ли. Всегда есть предел нашим возможностям. Да, он постоянно отодвигается, но он есть. Чисто физиологический: объем мозга и массы нервных волокон ограничен. Да и наше внимание в каждый текущий момент ограничено. И сами знания о предмете нашей профессии непрерывно меняются (не только расширяются, что-то и пересматривается). То есть, профессионал, как бы он не был образован и опытен, ВСЕГДА имеет границы своего развития и далеко не всегда эти границы совпадают с границами общечеловеческих знаний. Чуть подробнее: даже если допустить, что в данную секунду специалист достиг предела совершенства, доступное человечеству, то спустя какое-то время этот предел будет отодвинут кем-то другим и в другом месте. Потому и чисто теоретически, и, тем более, практически, нет такого идеального носителя всех знаний и опыта в какой-либо отрасли. Просто нет и все. Можно этот тезис немного смягчить: чем ближе человек к какой-либо границе человеческих познаний, тем уже его знания, тем ограниченнее он этих же познаниях. Вот такой замкнутый круг.

Ок, пусть не убедил, но допустим на время, что любой профессионал ограничен в своем профессионализме. В силу человеческой природы и мироустройства.

Тогда рассмотрим один признак профессионализма – готовность к развитию. Помнится, не скажу в какой книжке или статье, приводилась забавная закономерность: в начале прошлого века инженер (к примеру, один из самых престижных и уважаемых в то время – железнодорожник или мостостроитель) на однажды полученном багаже знаний мог прожить половину жизни и достойно встретить пенсию. А сейчас знания молодого специалиста устаревают уже на момент получения им диплома! И его последующая деятельность чуть ли не наполовину состоит из постоянного обучения. Об этом никто не думает, но как-то по умолчанию подразумевается, что профессионал постоянно учится, постоянно повышает свой уровень теоретических знаний и практических навыков. Да, именно подразумевается, потому что никто не задумывается – а как он это делает? Пример: отношение руководства компаний к обучению персонала. Но если теоретическое обучение еще как-то допускается (курсы повышения квалификации), то практическое развитие вообще выпадает из внимания. Можно ли назвать развитием способность повторить в тысячу первый раз то, что уже было сделано тысячу раз? Я бы не назвал. Может, кто и оспорит тезис, но лично я считаю, что развитие – это освоение новых навыков или совершенствование уже имеющихся. А раз освоение новых (или развитие старых, но больше-дальше-быстрее, нужное подчеркнуть), то неизбежны ошибки. Опять же, по определению. Да, возможен почти безошибочный опыт, но часто за этим стоит перенос контекста, а не отсутствие ошибок. Как пример: у нас сын достаточно долго занимался джигитовкой, но никогда не катался на велосипеде, так уж сложилось. Так вот, когда он все же решился поучиться этому новому для него поведению, он сразу легко покатился, ни разу не упав. Это не безошибочный опыт, это перенос старого опыта. Свое необходимое количество падений он собрал на лошади. Кстати, это не уберегло его от новых падений.

Как итог: если вы считаете, что обязательным качеством профессионала является не только готовность развиваться, повышать свой уровень, но конкретные шаги в этом направлении, то первым признаком этого процесса как раз и будут ошибки. Можно сказать и жестче, и конкретнее: у профессионала обязательно будут ошибки. Независимо от того, как вы к ним относитесь, т.е., считаете его вправе их совершать или нет.

И в этом профессионал мало отличается от дилетанта.

В чем же тогда отличие, если оба могут совершать ошибки. Назову несколько отличий, далеко не все. Во-первых, в их частоте. Все же опыт профессионала шире и в хорошо освоенной зоне он будет меньше допускать ошибок. Во-вторых, у профессионала просто больше способов исправить ошибку, больше вариантов выхода из ситуации. В-третьих, что уже не всегда присуще только опытным специалистам – рефлексия. Это тот показатель профессионализма, который часто упускают и сами «как бы профессионалы», и те, кто принимает их на работу. Даже новичок может проявить это качество и очень быстро догнать профессионала. И, соответственно, любой профессионал, не обладающий этим качеством, рано или поздно костенеет и теряет квалификацию, отстает от изменчивых условий. Потому как рефлексирующий специалист будет делать выводы и набираться опыта, а специалист, обеспокоенный сохранением чистоты мундира , будет всячески избегать огласки (и ошибок тоже, хотя их не избежать), и, соответственно, не будет вносить изменения в свой опыт. Пожалуй, наличие рефлексии говорит о потенциале специалиста куда больше, чем образование вместе с опытом. И еще одно качество, характеризующее профессионала, в том числе и начинающего: он ВСЕГДА знает, что может ошибиться. И этот факт соответствующим образом учитывает в своей деятельности. Но об этом – немного дальше.

Как предварительное резюме: отсутствие ошибок не говорит о высоком профессионализме, оно говорит о том, что человек работает в комфортной, хорошо изученной и весьма ограниченной зоне. Например, токарь уже сделал 1000 деталей без брака. Пусть достаточно сложных. И следующую тысячу тоже сделает без брака. Можно ли его назвать профессионалом только за это? А если он при изготовлении уже третьей тысячи допустит брак, скажем 2-3 штуки – все, он уже не профессионал? Внезапно стал дилетантом? Или кто-то может дать гарантию, что он никогда-никогда не сделает брака при изготовлении именно этих деталей? Усложним условия: этому же токарю предложим сделать что-то новое и более сложное, то, чего он до сих пор не делал. Да, есть подробная инструкция. И что, опять тот же самый «кто-то» даст гарантию, что наш профессионал сразу, с первой попытки выдаст новую деталь нужного качества? И ни разу не ошибется? Неужели профессионал это тот, кто может день за днем делать одно и тоже, без изменений, без неожиданностей, в постоянных условиях? Да, бывает, именно такие профессионалы и для таких условий нужны. Но это не значит, что нет других профессионалов и нет других условий. Скорее наоборот, такие постоянные условия ведения бизнеса с неизменными требованиями к квалификации встречаются все реже и реже.

  • 1
Мне кажется, нельзя в такой формулировке ответить на этот вопрос. Вот вы отвечаете, что может (и я бы так ответила). А если доктор пропишет не тот препарат и пациент умрет? Вы забудете (и я) о своем ответе и гневно спросите "Как он мог? Он же профессионал, он должен был..." Вы совершенно верно разделили два аспекта - ошибки в хорошо изученном предмете и ошибки при исследовании, внедрении нового. Во втором случае ошибки неизбежны, именно они двигают науку, прогресс. И в случае с доктором, если мы знаем, что он предпринял попытку, не гарантирующую положительного результата, но дающую надежду и ошибся в своих прогнозах, наша реакция будет иной.

вы чуть-чуть забежали вперед, что естественно. надеюсь сохранить темп и дописать вторую часть.

строго говоря, сам вопрос поставлен некорректно, о чем я еще скажу. вы это и поняли - "нельзя ответить на вопрос в такой формулировке". но вопрос примечателен тем, что говорит об авторе больше, чем о он хотел бы :)

а вот наша реакция на чужую ошибку - это совсем другая тема. надеюсь ее тоже чуть-чуть упомянуть.

Edited at 2013-03-06 09:19 am (UTC)

Сорри :)
Прочитаю вторую часть с удовольствием!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account