u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
Москва как система. Критика
u50
Наверняка многие слышали про системный подход в управлении. Но, подозреваю, мало кто видел примеры такого подхода. Конечно, я, как самый умный, сумел найти подходящий случай.

Сразу скажу, это не эталон системного подхода, а скорее – эскиз. Наверняка найдутся специалисты, которые проделают эту работу и тщательнее, и на гораздо более профессиональном уровне. Я же просто хочу сделать иллюстрацию, набросок того, что называется системным подходом. И Москва для этого самый подходящий пример. Хотя бы потому, что достаточно отобрать только всем понятные и известные аспекты, не углубляясь в детали и скрытые процессы.

Итак, критика. Строго говоря, она к системному подходу не имеет отношения. Но, во-первых, я не могу отказать себе в удовольствии попинать власть имущих, во-вторых, хочу показать, что как раз у нынешней власти этого подхода нет. Даже намеков.

Например, Собянин. Он не мэр. Он вообще не имеет никакого отношения к тому, что может происходить в таком большом городе. Его масштаб – даже не область, скорее – райцентр. Взять хотя бы его «помазание». Мне вот лично казалось, что в мэры выбирают того, кто уже на этапе выборов может показать, что он может предложить городу. Хоть какие-то проекты, идеи, решения. Но его «посадили» за лояльность. А это не имеет ничего общего с профессионализмом.

Второе, что на поверхности: «борьба» с пробками. Мало того, что сама постановка вопроса неграмотная, недостойная даже дилетанта, так и она выглядит скорее как броуновское движение, чем хоть какой-то, пусть и плохонький, план. Сначала запретили парковки на Тверской, потом разрешили, потом опять запретили. Синусоида тоже проявление гармонии, понимаю. Особенно показательно последнее решение: парковки запретили на том основании, что по всей тверской стоит всего 200 машин, а проходит 40 000 чел. Но это же чистой воды престидижидация! Первое – если при такой парковке по улице проходит 40 000 человек, то означает ли это, что после ликвидации парковок будет проходить больше? НЕТ! Дело в том, что это предельное количество человек, которое вообще проходят по Тверской! Потому как даже по самым неудобным местам проходит ровно столько, сколько необходимо, ни меньше, ни больше. И никто не считал, сколько стало проходить пешеходов по улице после ликвидации парковок. Большему количеству там просто нечего делать. Но – Собянин повелся. Вот эта его популистское шараханье из стороны в сторону и выдает в нем безграмотного чиновника, а не «эффективного менеджера».

Но это было бы простительно, в конечном счете, не он проектировал план развития города, и он не специалист дорожного движения или, скажем, не городской архитектор. Но он не проявил другого, более важного качества управленца: он не нанял грамотных людей. Может быть, они ему и показались грамотными, но результатов нет! Значит, он, Собянин то есть, или не хочет, или не может увидеть разницу между тем, что ему кладут на стол в виде отчетов и тем, что происходит в городе.

Но есть еще одно качество, пожалуй, самое главное, которое нынешний мэр не проявил как мэр (да, лихо закручено, я заметил). И никогда не проявит, потому как мэром он стал за лояльность, а она, лояльность, есть в некотором смысле противоположность этому самому недостающему качеству. Я говорю о политической воле. Она проявляется вовсе не в том, что обязательно надо противостоять какой-либо власти, а в том, что бы принять и воплотить сильные и далеко не всегда популярные решения. Она в том, что бы быть последовательным в собственном видении и его воплощении. Простой пример: кто помнит «банковские каникулы» Рузвельта? Собянин тоже был «призван» в аварийном режиме и про пробки ему сказано было САМИМ! ПУТИНЫМ! И что он сделал такого сильного и решительного? Ровным счетом ничего (про вынос мозга Москвы напишу позже). А ведь мог бы устроить похожие «строительные каникулы», хотя бы для нулевых циклов. Тем более, что на первое время после назначения Собянина в городе и так вся строительная деятельность замерла, все ждали «ветра». О смысле «строительных каникул» скажу позже, если кто не догадался. И Собянинское «броуновское шараханье» с парковками, и опыты с платными парковками и много еще чего – все говорит не только и не столько об отсутствии внятного плана, но и об отсутствии политической воли. А без нее даже самый хороший план – бумажка.

Это я очень коротко. Кстати, мне кажется, гораздо больше и детальнее может добавить eugenyshultz, он дольше изучает ситуацию. И вообще, я много буду использовать материалов как его, так и других авторов. Но я не вспомню конкретные посты и даже не всегда кто и что именно написал. Потому прошу меня извинить, что я не указываю вашего авторства.

Еще два слова о других «решателях проблем». Их несть числа, но на поверхности, если не считать совсем откровенных наемников, Варламов и Кац. Что делает Кац мне вообще непонятно, но к улучшению ситуации в городе это точно не имеет отношения. Думаю, лучше всего и сказал и еще не раз скажет все тот же eugenyshultz.

Про Варламова скажу коротко – он «теоремик». Это ярлык из моего институтского или даже школьного детства. Это про тех, кто ко всем задачам подходит одинаково: «а давайте…» И далее подставляете что угодно. От башни из слоновой кости до красных квадратов в курятнике. Главное – никакой связи с реальностью. Лично мне Варламов очень нравится как фотограф, я честно завидую. Зря он кокетничает, у него здорово получаются городские панорамы и уличные зарисовки. Вполне естественно, что по молодости лет и юношескому задору он попал в число «теоремиков – решателей проблем». Понятное явление. Представьте, вы, как в кино, случайный пассажир, единственный в сознании, находитесь в кабине падающего (медленно падающего, примерно на 2-3 сезона) Боинга 747, которую видите в первый раз. Ваша задача – выжить посредством реанимации этого самого Боинга. Что в таких случаях делается? Да, правильно – жмутся все кнопки подряд, вдруг что-то сработает. Примерно в таком алгоритме работают и «решатели проблем». Да, Москва реально напоминает падающий самолет без экипажа. И понятное желание «тыкать» во все подряд. Если бы у этого самолета еще и были бы крылья…

Отдельно хочу сказать про proboknet. Пример как раз наоборот – хорошей профессиональной работы. При том, что его деятельность сказывается на состоянии города примерно так же, как примочки на здоровье умирающего. Говорят, правда, что иногда послеоперационный уход значит больше, чем сама операция. Дело в том, что у нас не операция, а разгар чумы. Тем не менее, главное достоинства Александра Шумских не в этом, а в том, чего, кстати, не показал нынешний мэр. А именно: в четко очерченном круге ответственности. Александр сразу определил рамки и масштабы своей деятельности и строго их придерживается. Второе: он последователен в своих действиях. Если взялся за отмену доверенностей, до сделал все и дошел до конца. Конечно, он работает не один, наверняка есть толпа последователей и попутчиков, но и он не рыскает без нужды. И самое главное достижение Александра: он заработал авторитет у городских властей, он построил хоть какие-то отношения. Наверняка я всего не знаю, я сужу только по его записям, но пока мне его результаты нравятся.

Пока все. Главный вывод: в планировании и благоустройстве Москвы совершенно нет системного подхода.

promo u50 december 10, 2012 00:24 6
Buy for 10 000 tokens
Уважаемые бизнесмены, сочувствующие и примкнувшие! Если у вас бизнес идет как-то не так, как планировалось или как хочется - ищите консультанта. Если бизнес идет как надо и даже еще лучше - тем более ищите консультанта, пока есть время и возможность выбирать. Консультант нужен по множеству причин.…

?

Log in

No account? Create an account