u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
шизофреническая связка
u50
в общем-то, в стиле всех остальных, но имеет смысл выделить:
ЗАСТАВИТЬ УВАЖАТЬ

promo u50 december 10, 2012 00:24 6
Buy for 10 000 tokens
Уважаемые бизнесмены, сочувствующие и примкнувшие! Если у вас бизнес идет как-то не так, как планировалось или как хочется - ищите консультанта. Если бизнес идет как надо и даже еще лучше - тем более ищите консультанта, пока есть время и возможность выбирать. Консультант нужен по множеству причин.…

  • 1
Вообще-то это цитата из "Евгения Онегина": "он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог"
У Пушкина это, скорее всего, ирония, хотя не исключено, что в те времена значение слова "уважать" было иным - этимологически оно связано с "важный", так что "уважать" в начале 19 в. могло значить не то, что сейчас, а "считать важным" (лазать по словарям-уточнять мне сейчас не хочется, сорри, хотя вопрос меня, как человека с филфаком за плечами, действительно заинтересовал)))
Но в наше время это действительно натуральный оксюморон, согласна)) в духе "у нас в семье нет проблем, но ты не имеешь права о них говорить")))

ну да. и таких много, я только на несколько обратил внимание.

Да, я знаю и видела (в том числе у вас в жж), что их много, просто этот конкретный пример - цитата из школьной программы)) И к тому же навел меня на размышления о значении слова. Сейчас, видимо, полезу проверять эту версию)
У вас вообще много дельных замечаний по поводу словоупотребления. Я даже сама не заметила, что слово "строптивый" действительно вышло из употребления и не замечала, что действительно стала смешвать понятия "высокомерие" и "гордыня".
Спасибо, что возвращаете меня мне. Раньше я эти нюансы и слова не путала. Видимо, надо опять какого-нить Бунина перечитать или Лескова - очень хорошо возвращает чувство родного языка, именно в отличии оттенков (это мой старый рецепт лечения от "влияния языкового поля":) - которое сейчас всё хуже и хуже становится)

есть такая штука

пресуппозиции, у меня уже на автомате происходит их вытаскивание. хотя когда-то вызывало трудности.
а вот искажение смысла слов... увы, это неизбежно со временем. вслед на моралью :)

Re: есть такая штука

Здесь речь не столько об искажении, сколько об изменении значений слов. Просто лексика - самый подвижный пласт языка, меняется вместе с жизнью. Чем быстрее меняется общество, тем быстрее меняются значения слов и лексический состав языка. Вообще, это отдельная отрасль исследований: отслеживается язык СМИ (частотность, кол-во и кач-во сленга и др.), на основании чего можно делается много разных интересных выводов))) /в зависимости от профиля и целей исследователя/
Да и "мораль" - скорее речь не о морали, а о нормах допустимого/приемлемого поведения. Это ближе к этикету. Мораль более узкое понятие, мне кажется) Хотя вы так общО выразились, что я не знаю, что конкретно вы имели в виду под "моралью", и в данном случае стреляю в туман)))
Но вообще я за перемены. Стагнация хуже (только не говорите, что гитлеровская Германия была хуже СССР периода застоя - я сейчас про принципиальную позицию, а не конкретные проявления)

Re: есть такая штука

спешил не искал, но мне казалось, что мораль - чуть более общее, чем этикет. в моем понимании этикет - это набор правил поведения, условностей, привязанных к контексту. скажем, придворный этикет. кстати, о других правилах общения - в гостях, к публичных местах, на праздниках, почему-то не говорят "этикет", хотя по сути это так.
а мораль - это такой набор норм хорошо/плохо/зя/низзя, который негласно поддерживается, но далеко не всегда соблюдается. и, в отличие от этикета, часто противоречив. скажем, так, этикет может вытекать из морали, но не наоборот. мораль проповедует принципы, этикет - поведение. как пример: у португальцев (наверняка не скажу, просто прочел где-то) считается неприличным зевать в любых общественных местах (мораль=>этикет), у американце пукать можно везде :). и в первом, и во втором случае лежит один принцип - свобода выражения естественных надобностей. только у одних есть ограничения, у других - нет.
где-то-как-то-так :)

Re: есть такая штука

я сейчас точные определения искать тоже не полезу, некогда, но т.к. я частично культуролог по образованию и у меня даже был зачет по этикету (что-то вроде спецкурса у нас было на эту тему) - то вот что посидела вспомнила. Этикет - это кодифицированные формы проявления уважения к окружающим (поэтому, кстати, он бывает не только придворный - а и для общественных мест, и для кино и т.п. просто в русскоязычном обиходе это принято называть "нормы вежливости", "правила приличия" и т.п., а так это всё этикет; просто принятое в разговорном языке словоупотребление и значение понятия/термина - не всегда совпадают, а мы говорим вроде как о понятии/явлении). Мораль - это закрепленные (а то и кодифицированные) нормы нравственности, которые, как вы верно заметили, выглядят в виде набора установок "что такое хорошо, что такое плохо, как делать нельзя".
Т.е. и мораль, и этикет - производные от нравственности, системы ценностей, существующих в данной культуре. Просто мораль описывает больше "теоретическую" составляющую, а этикет - "практическую". И не всегда это в жизни присутствует "в одном флаконе". Т.е. человек может быть высокоморальным, но совершенно "невоспитанным", т.е. не владеющим нормами этикета, а бывает и наоборот: аморальный тип с прекрасными манерами.
А, вот еще следствие из этого - тот факт, что система ценностей общества меняется быстрее, чем нормы морали)) И неудивительно: ценности - это живой организм, "растущий" вместе с обществом, а мораль - это грубо-схематичное описание этой системы, т.е. что-то типа метрики (рост, вес, цвет волос/глаз, ФИО и т.п.) Как с фотографией в паспорте, которую в 45 лет последний раз меняют. Т.е. человеку уже глубоко за 70, а в паспорте он все еще 45-летний - вот это и есть соотношение системы ценностей и морали)) И именно по той же причине нормы этикета гораздо быстрее меняются - за счет своей изначально бОльшей приближенности к "телу", т.е. практике жизни)
Да, и еще одно следствие: поступок (поведение) может быть нравстенным, но при этом аморальным))) А может быть моральным, но безнравственным (подлым, трусливым и т.п. - сколько предательств оправдывалось и оправдывается "моралью", не счесть)

Edited at 2013-03-18 01:59 pm (UTC)

Re: есть такая штука

чё-то видел про этику, но не буду, я тут совсем никакой.
кстати, да, мораль-ценности меняются быстрее людей. новая реальность: раньше, скажу общим определением, нормы общества не менялись веками и были основой самого общества. а теперь они меняются несколько раз на протяжении жизни одного человека. много, однако!

Re: есть такая штука

Это больше про территорию экс-СССР верно. В Европе шла более постепенная смена системы ценностей, т.к. там не было таких культурных потрясений, как в России. А у нас после 17 года старое устройство общества разрушили, новое не создали. До революции были более-менее устойчивые слои общества (крестьяне, рабочие, интеллигенция, купечество, дворяне), каждое со своей системой ценностей. Любое движение по соц.лестнице подразумевает смену этих систем (то, что называется с волками жить - по-волчьи выть). А после 17 года "все смешалось в доме Облонских" плюс пытались "намешать" что-то принципиально новое (все эти "половые заповеди революционного пролетариата" и проч.)
Тут же еще надо знать, что у тебя там в голове сидит, какая именно "мораль". Потому что большинство таких вещей "с воздухом" впитаны и банально не осознаются. Я лично долго не могла понять, почему Татьяна Ларина "русская душою", что в ней такого "русского"-то? Пока не прочла уже на 3 курсе комментарии Лотмана к "ЕО", так там выяснила, что, оказывается, было в те времена 2 морали: крестьянская (до свадьбы женщина может гулять сколько влезет, после свадьбы - строгая верность мужу) и светская (до свадьбы ни-ни, а после замужества - гуляй сколько влезет). Татьяна ведет себя в соот-вии с первой моделью, потому и русская душой. Без Лотмана я бы так никогда и не поняла смысла этой пушкинской фразы))) А у современного россиянина жуткая "моральная каша" в голове должна быть - ведь она 80 лет сов.власти вырабатывалась путем сваливания в кучу и перемешивания норм разных социальных групп (а куда деваться, если мама - крестьянка, а папа - потомственный дворянин?)))
Про этику я тоже мало что помню, но эта штука уже из разряда философии, а там у меня провал, бо с преподом не повезло (а добровольно это всё учить можно только ради поступления в аспирантуру, гг)

Re: есть такая штука

а о смысле "русскости" и двойной морали узнал впервые.
"смеялся больше всех сосед - помещик двадцати трех лет". кажется, тоже АСП.

Re: есть такая штука

сама случайно полезла читать - курсовой с образом Татьяны Лариной был связан) Оказалось очень интересно, рекомендую. Юрий Лотман, "комментарии в Евгению Онегину". Это буквально подстрочный комментарий романа - после прочтения становится понятно, почему Белинский и др. современники назвали роман "энциклопедией русской жизни" (в школе-то эту фразу мы все зазубрили, я в том числе, а в чем именно "энциклопедичность" романа - мало кто знает:)))
мне тоже кажется, что приведенная вами цитата - "наше всё", но ручаться не могу, "давно это было..." (с) /какая-то юмореска/ - я про учебу)

АПД о вежливых и воспитанных

Кстати, вспомнила различие понятий "культурный-вежливый-воспитанный"(а то у нас эти понятия тоже нередко путают): культурный человек - знает нормы этикета/вежливости, вежливый - знает и соблюдает, воспитанный - соблюдает на "автопилоте", не задумываясь. Поэтому культурные у нас все, с возраста детсада и начальной школы, а вот вежливых и воспитанных намного меньше)

Re: АПД о вежливых и воспитанных

это точно. правда, "всех" становится все меньше :)

Re: АПД о вежливых и воспитанных

Что - в детских садах и школах перестали учить детей нормам вежливости? Вы это серьезно? *сильно удивляюсь (я действительно не в курсе, чем сейчас в этих заведениях занимаются)*

УВАЖАТЬ. Заимств. в XVII в. из польск. яз., где uważać "быть внимательным, проявлять внимание" — суф. производное от uwaga "внимание". См. важный (буквально — "вызывающий внимание, имеющий вес").
В этом значении "заставить уважать" действительно можно)))
А вот Даль: "арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко; || честить почетом, потчевать, принимая почетно". тоже приемлемо - заставить оказывать себе почести вполне возможно.)) И хоть там стоит пометка "арх.", но словарь издан в 1863-66 гг., т.е. во времена Пушкина значение вполне себе могло быть современным.
Но в современной русском это уже 100%-ный оксюморон.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account