u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
Потребности. Иерархия.
u50

Возможно, не все согласны с принципами пирамиды потребностей Маслоу, но практически все, даже люди, далекие от психологии, знают про нее. Но мало кто изучал вопрос - почему такая очередность и, главное, для чего? Какую цель преследует та или иная потребность на каждом уровне пирамиды? И почему пирамида? Почему нельзя удовлетворять потребности в произвольном порядке? Как именно происходит переключение с удовлетворения одних потребностей на удовлетворение других? Скажем, пока не удовлетворены «низшие», что происходит с «высшими»? И неясно, почему «высших» потребностей все меньше и меньше с каждым более высоким уровнем пирамиды, пока не останется одна единственная. Опять же, непонятно, каким именно образом она удовлетворяется. Трактовка «человек в этом нуждается, потому что он человек» ничего не объясняет.

У пирамиды не только страдает внутренняя логика, но и её подтверждения на практике. Скажем, ни характер удовлетворяемых потребностей, ни порядок, в каком это происходит, никак не подтверждают «пирамиду». А случаи суицида, самопожертвования, фанатизма вообще из нее выпадают. Конечно, «пирамида Маслоу» рассматривается для здоровой психики в нормальном состоянии, тем не менее, самопожертвование вплоть до летального исхода, например, не объясняется логикой пирамиды.

Конечно, мы не единственные, кто пришел к выводу, что в структуре потребностей нет иерархии. И нет строгой последовательности в порядке удовлетворения одной потребности вслед за другой. Или одного класса потребностей вслед за другим. Взаимосвязь между потребностями скорее напоминает направленный граф, когда одни узлы графа (потребности) связаны с другими узлами направленными связями. И этот граф хорошо иллюстрирует наше положение о том, что надстроечные потребности являются способом удовлетворения витальных и базовых потребностей в условиях современного социума. То есть, если говорить о направленности графа, то стрелки идут от надстроечных потребностей к другим надстроечным, но, в конечном счете, все приходят к витальным или базовым потребностям. Простой пример: потребность в еде. Естественный способ – удовлетворить потребность непосредственно, то есть, использовать первую попавшуюся еду. Но в современном обществе она может оказаться принадлежащей кому-то другому, например – магазину. И для удовлетворения потребности в еде прежде необходимо найти деньги. Таким образом, формируется и в последующем эксплуатируется потребность в деньгах. Которая, в свою очередь, создает другие потребности: в работе, в образовании и т.п. С другой стороны, есть базовая потребность в безопасности. Которая может, среди прочих, так же формировать и эксплуатировать потребность в деньгах. И потребность в еде так же может удовлетворяться не только посредством ее покупки.

Таким образом, одна базовая или витальная потребность может удовлетворяться посредством множества надстроечных потребностей. И так же одна надстроечная потребность может удовлетворять несколько базовых или витальных.

Есть одно важное обстоятельство: ни витальные, ни базовые потребности не противоречивы, т.е., ни одна из них не может быть удовлетворена путем депривации какой-либо другой этих двух классов. Надстроечные же потребности могут быть противоречивыми и даже взаимоисключающими, как по отношению к одноклассникам, так и по отношению к витальным и базовым. Банальный пример – мода на худобу. С одной стороны, есть потребность в еде, с другой стороны, есть потребность выглядеть стройной (атлетическим).

Есть еще одно свойство потребностей, которое, с одной стороны, разрушает теорию пирамиды, с другой стороны, объясняет важные особенности актуализации потребностей и их удовлетворения. Но об этом в следующей главе.


promo u50 december 10, 2012 00:24 6
Buy for 10 000 tokens
Уважаемые бизнесмены, сочувствующие и примкнувшие! Если у вас бизнес идет как-то не так, как планировалось или как хочется - ищите консультанта. Если бизнес идет как надо и даже еще лучше - тем более ищите консультанта, пока есть время и возможность выбирать. Консультант нужен по множеству причин.…

  • 1
Пост получился прямо-таки продолжением буквально вчера мелькнувшего вопроса: а если потребность, находящаяся на более высоком уровне удовлетворена, в то время, как низшая находится в состоянии неудовлетворения и даже отсутствия ощущения в этой потребности, то это означает с психикой проблемы, или с пирамидой?

и что сами думаете, особенно после прочтения нашей версии?

Верю в себя и вас с вашим постом:-) поэтому - срочно надо перерисовать пирамиду:-)

получается, не пирамиду надо рисовать, а рыболовную сеть, только очень запутанню. что такое направленный граф знаете? вот его и рисуйте.

Направленный граф? Нет, что это?

так что за ответами посылайте сюда :)

Если только саму себя - вопрос этот у менч был:-)

всегда считала что эта пирамида демонстрирует процентное соотношение населения нуждающегося в той или иной потребности. Грубо говоря, большинству достаточно еды и постели, и лишь малая часть общества осознанно нуждается в самоактуализации.

похоже на то...

Так теория Маслоу это только теория, она ведь не была подтверждена..

Мне вот сейчас ближе теория потребности Деси-Райана. И тройка базовых потребностей оттуда: в автономии, образовании связей и компетентности

откровенно, не читал, потому как, к сожалению, у меня ужасные отношения с английским языком. а его, как я понял, не переводят.
я довольно бегло прошелся по множеству переводных и отечественных изданий и все они грешат одним существенный изъяном, даже теория Деси-Райана (если, конечно, переводчики не врут. я просто посмотрел пару строк вот прямо сейчас): потерей смысла. То есть, кроме класса физиологических потребностей (которые я расширил до витальных), все остальные имеют довольно умозрительное место в психике человека. непонятно - для чего они и почему так. все это похоже на рассуждения о животном на основе краски, в которую покрасили шкуру. Конечно, и даже при таком подходе есть вполне логичные предположения (так сказать, верные выводы при ложных посылках), но в целом это общий грех - отсутствие связности с другими аспектами психики и более того, с сущностью вида.
вот даже ваш пример: если автономию и образование связей еще можно обосновать, т.е. раскрыть, зачем они, то вот компетентность - это куда? зачем они человеку? и насколько это повсеместное явление? и так далее.
просто обратите внимание, по какому принципу строится классификация. большинство авторов вообще никаких принципов, кроме использования внешних и весьма неоднозначных признаков, не используют. я же (ну да, совсем не скромный) взял, на мой взгляд, совершенно очевидные и простые принципы: индивид, вид, социум. причем, социум не в его современной версии, а в исходной, когда он еще играл существенную роль в образовании вида.
кстати, спасибо за инфу, попробую нарыть больше информации.

Edited at 2013-12-29 07:10 am (UTC)

все это просто модели

там слишком много параметров чтобы это в модель уложить.. так как потребности могут меняться, зависеть например от других факторов как возраст, окружение и прочие.

поэтому - "рецептов нет":)
есть какие-то общие принципы, но и они не абсолют

  • 1
?

Log in

No account? Create an account