u50


Следи за смыслом


Previous Entry Share Next Entry
Потребности. Немного критики.
u50

Нам кажется, совершенно естественно рассматривать структуру личности, начиная с потребностей – фундамента мотивации его любой деятельности. Более того, не зная механизмов мотивации, не приняв за основу хоть какую-либо версию, невозможно выстроить более или менее стройную структуру личности. Вместе с тем, на наш взгляд, в настоящее время изучению потребностей не уделяют достаточно внимания. Да, есть несуществующая пирамида Маслоу, есть ее критики, но в целом все существующие классификации повторяют друг друга.

Да и мы сами, когда занялись изучением структуры личности, неизбежно пришли к тому, что бы понять мотивацию, и, как предпосылку – потребности. Но, как ни странно, в профессиональной литературе потребностям уделяется гораздо меньше места, чем в популярной. Поэтому пришлось самим уделить некоторое время детальному изучению вопроса.

Немного критики

Интересная ситуация с описанием человеческих потребностей сложилась в настоящее время. Существует множество версий структуры потребностей, но до конца ими так никто и не занимается. Такое впечатление, что практически все авторы, изучающие психологию человека, при всем своем материалистическом подходе, никак не  могут отказаться от идеи избранности человека перед богом.  Например, при рассмотрении потребностей используют (если обобщить всех авторов) два уровня: физиологические (человек как организм) и так называемые духовные (как сын божий, наверное). Последние с разными вариациями дробят на великое множество других, но в целом они все сводятся к «потребностям души», в противовес «потребностям тела». Никто не удосуживается копнуть чуть глубже – а зачем душе удовлетворять эти самые потребности? Большинство ответов сводятся к такому: «так устроен человек». Вот нуждается он в прекрасном, и все. Потому и человек. Такое впечатление, что теоретики и практики стремятся обелить человека в собственных глазах: у него могут быть высокодуховные потребности (потребность к самовыражению, потребность в прекрасном, и т.д.) но не может быть низкодуховных (к тирании, например, или даже к умервщлению себе подобных). Есть в этом некоторая ненаучность: еще до рассмотрения потребностей одни априори считаются хорошими, другие – плохими и потому человеку несвойственными. Скажем, у всеми цитируемого Маслоу есть потребность в самоактуализации, и даже есть несколько примеров таких личностей. И все эти личности самоактуализируются самым достойным образом, даже без скидки на их время.

В то же время, история знает куда больше личностей, которые свою жизнь посвятили совсем другим занятиям. Получается, общее правило – далеко не общее? Или потребность в самоактуализации настолько слаба, настолько третьестепенна, что не всякий в течение своей жизни в состоянии добраться до нее?

Ведь посмотрите на все остальные потребности. Для человечества вообще и для каждого индивида в частности потребность в еде настолько важна, что это породило в экономике несколько отраслей. Потребность в безопасности – то же самое. И даже потребность в отдыхе и развлечениях – тоже. С большими оговорками, но все можно повторить и про искусство. А где отрасль, удовлетворяющая потребность в самоактуализации? Да, тему самоактуализации пытаются коммерциализировать, но далеко не так успешно и очевидно, как любую другую.

И вместе с тем, многочисленные примеры удовлетворения «нехороших» потребностей объясняют тем, что у человека что-то случилось с нормальным течением жизни и он удовлетворяет все те же «хорошие» потребности, но извращенным способом.

Такое впечатление, что исследователи человеческих потребностей, с одной стороны как бы признают родство человека с другими животными, с другой стороны всячески отмежевываются от этого, и старательно рисуют богоподобный образ.

Мы уверены, что и в нашей версии найдется масса недочетов, но лично нам она кажется чуть более правдоподобной, чем все остальные. Тем более, мы ее не придумывали с нуля, использовали как основу уже принятые варианты других авторов.


promo u50 december 10, 2012 00:24 6
Buy for 10 000 tokens
Уважаемые бизнесмены, сочувствующие и примкнувшие! Если у вас бизнес идет как-то не так, как планировалось или как хочется - ищите консультанта. Если бизнес идет как надо и даже еще лучше - тем более ищите консультанта, пока есть время и возможность выбирать. Консультант нужен по множеству причин.…

  • 1
Добрался до компа, хочу сказать вот чего ))

У меня почему-то в результате "практика" (а именно пресуппозиции о том, что каждый желает себе добра, а не зла кому-то) сложилось четкое убеждение, что "низкодуховные потребности" являются попыткой реализовать "высокодуховные" просто в рамках сбитой логики, либо за неимением возможности реализовать высокодуховную напрямую, т.е. в рамках сублимации. Просто в силу того, что вряд ли кто-то стремится уничтожать людей, скорее всего человек стремится добится чего-то для себя хорошего, типа чувства собственной значимости, или например расширить жизненное пространство или там структурировать его, просто способа другого не нашел.

По поводу коммерциализации самоактуализации. Я не очень согласен.
Вообще, ее довольно сложно коммерциализировать, т.к. это грубо говоря потребность человека что-то производить, создавать. Обычно это является источником дохода того, кто создает, а не того кто потребляет. Т.е. достаточно сложно заставить человека платить деньги за то, что он привносит в этот мир. Однако и эту задачу неугомонное человечество на мой взгляд решило блестяще и продолжает решать стахановскими темпами )))

Во-первых это замена самовыражения на потребление. Этим пронизан современный дискурс насквозь - ты то, что ты потребляешь. Каждый клиент модного бутика - самоактуализатор.

Во-вторых, чуть посложнее - замена самовыражения на победу в соревновании, желание значить что-то в мире. Это миллионы появившихся "социальных игр", по большей части в соц. сетях, где любой желающий за небольшую толику прекрасно себя самоактуализирует показывая всем друзьям что создал ферму большего размера и вырастил мегатыкву. Что, кстати, вызывая зависть у друзей наталкивает их на мысль о самоактуализации путем отправки еще десятка смс.

В-третьих, для тех, кто не покупается на подмену существуют всякие "магазины для творчества" т.е. там люди покупают доску для выжигания с рисунком по которому выжигать, сборные модельки танков и самолетиков, бусики, нитчоки и т.д. и т.п. Это позволяет коммерциализировать прекурсоры самоактуализации.

В-четвертых. Существуют аукционы, конкурсы и выставки для участия в которых требуется чуть внести, или отдать процент с продаж. Это коммерциализация готовой самореализации.

Ну и наконец в-пятых, но не в последних. Для тех, кто самовыражается словами гениальнейшей коммерциализацией является социальная активность в интернете. Вот эта уютная ЖЖшечка где мы с тобой самоактуализируемся показывает нам рекламу и таким образом наше желание проявить себя обращает в звонкую монетку. Youtube, Instagramm, Facebook, Контакт, Twitter - все это гениальные примеры коммерциализации попыток людей самовыразится.

Во ни фига я самоактуализовался! ))))

Edited at 2013-11-21 07:12 am (UTC)

поскольку вас аж двое!

то я написал отдельный пост http://u50.livejournal.com/106471.html
второй критик, вернее, вторая - у Рыжей, я там делаю дубль.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account